«Россия-Узбекистан. Стратегическое партнерство»
28 июля 2015

Узбекистан вчера, сегодня, завтра

Банкам Узбекистана пришлось пройти нелегкий путь развития, преодолеть немало сложностей, чтобы стать сегодня мощным звеном в цепочке национальной экономики.
1991 год положил начало становлению ряда банков, которые, действуя в условиях рыночной экономики, постепенно развивались, осваивая современные методы работы.
Национальная валюта
Введение в обращение с 1 июля 1994 года национальной валюты — сума стало важной вехой в формировании независимой банковской системы и в развитии экономики Узбекистана в целом. Это фактически означало, что Центральный банк стал полностью самостоятелен в своих действиях и мог далее эффективно содействовать созданию национальной денежной системы с рыночными инструментами ее регулирования.
Именно с этого времени деятельность Центрального банка была полностью направлена на обеспечение стабильности национальной валюты.
Определяя цели и задачи Центрального банка
1995 год характеризуется совершенствованием банковского законодательства. Так, Закон «О Центральном банке Республики Узбекистан» не только дополнил правовые основы банковской системы, но и четко определил новый, особый статус и полномочия Центрального банка. Одновременно были созданы необходимые условия для улучшения качества обслуживания населения.
После отмены положения, ограничивавшего сумму привлекаемых сбережений населения объемом собственного капитала банка, существенно расширились возможности банковских учреждений и усилилась конкуренция.
Коммерческие банки
В 1996 году был принят Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», который конкретизировал правовые аспекты деятельности второго уровня банковской структуры — коммерческих банков.
Как раз после этого финансирование различных отраслей экономики должны были осуществлять создаваемые коммерческие банки, которые незамедлительно приступили к разработке новой стратегии своего развития и формированию своих внутренних подразделений на основе современных принципов и требований.
Стратегические направления в реформировании
В 1997 году одним из стратегических направлений реформ становится поощрение притока в бан¬ковский сектор частного капитала. Этот процесс активизировался после выхода Указа Президента «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков». В нем предусматривалось предоставление льгот для открытия банков с долей капитала физических лиц не менее 50 процентов.
Также 1997 год вошел в историю развития банковской сферы с началом внедрения в деятельность финансовых учреждений информационных систем. До этого времени практически все расчеты на территории республики проводились в течение дня. С принятием же документа в банковскую систему внедрено новое программное обеспечение и осуществлен перевод всех расчетов на автоматический режим. Разрабатывается механизм расчетов и осуществляется внедрение современной системы межбанковских электронных платежей.
Международный опыт
В 1998 году коммерческие банки уже могут работать в соответствии с базельскими рекомендациями. Так, исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и международной практике, разрабатывается комплекс нормативных актов, регулирующих деятельность коммерческих банков в рамках международных стандартов финансо¬вой отчетности.
В 1999 году, осуществляя дальнейшую либерализацию валютной политики, Узбекистан разрабатывает и вводит механизм продажи иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке. Данный механизм предполагает покупку упол¬номоченными банками у своих клиентов иностранной валюты на договорной основе по свободному курсу, исходя из спроса и предложения на валютном рынке.
Прочный фундамент для малого бизнеса
С 1 июля 2001 года благодаря принятым мерам руководства страны по поддержке предпринимательства получают возможность осуществлять экспорт товаров, работ и услуг предприятия малого бизнеса за наличную иностранную валюту через кассы учреждений банков с зачислением в установленном порядке валютной выручки на их счета. На этот беспрецедентный по доверию шаг Центральный банк республики идет с целью еще большего стимулирования развития малого бизнеса, частного предпринимательства и расширения их внешнеэкономической деятельности.
2001 год также положил начало взвешенной политике кредитования банков, изучению запросов клиентов и быстрому реагированию на потребности их бизнеса. Так, все заметнее стало проявлять себя сотрудничество между частным сектором и банковской сферой. Важным фактором, способствовавшим развитию этого партнерства, явилось постепенное улучшение качества оказания банковских услуг.
Вклады населения надежно защищены
Уже в 2002 году по инициативе главы государства создан надежный и эффективный механизм защиты вкладов населения в банках. В рамках Закона Республики Узбекистан «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» основан Фонд гарантирования вкладов граждан в банках.
Так, в этот период совершенствуются институциональные основы функционирования банковской системы. Принятие программных документов, направленных на либерализацию и реформирование банковского сектора, предопределило повышение эффективности его деятельности. В их основу были положены принципы системности и поэтапности процесса либерализации банковской деятельности. Приверженность данным принципам позволила укрепить доверие населения к отечественным банкам.
Финансовая опора преобразований
2003—2004 годы. Этот период можно назвать развитием системы регулирования банковской деятельности при особом акценте на дальнейшую либерализацию и углубление реформ в стране. В это время ставились цели, от достижения которых зависело дальнейшее развитие банковской сферы, — укрепление доверия населения к ее деятельности, превращение банков в финансовую опору осуществляемых в республике преобразований.
Также в это время активизируются процессы акционирования предприятий и изменения формы их собственности. Финансовые учреждения, следуя концепции своего развития, совершенствуют стратегию в соответствии с требованиями нового этапа экономического развития страны.
Стимулирование экспорта
В октябре 2003 года Узбекистан принял обязательства VIII статьи Соглашения Международного валютного фонда, в результате чего предприятия получили возмож¬ность осуществлять конвертацию по текущим операциям. В этом вопросе Узбекистан добился цели, опираясь фактически на собственные ресурсы и не привлекая внешних заимствований. Принятые меры способствовали расширению деятельности отечественных предпринимателей, которые получили доступ к конвертации национальной валюты.
Политика Центрального банка была направлена на стимулирование экспорта и эффективное использование валютных ресурсов.
2005—2006 годы запечатлены в истории банковской системы повышением уровня капитализации банков и привлечением их к участию в инвестиционных процессах и структурных преобразованиях экономики.
В этот период акцент делается на реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения и повышению устойчивости национальной валюты и ее обменного курса.
Благодаря принятым мерам с каждым годом растет доверие населения к банкам страны, в результате растут и объемы депозитной базы финансовых учреждений.
Развитие розничных услуг, в свою очередь, способствует созданию совместных банков с широким привлечением международного банковского и финансового капитала. Банковский рынок республики серьезно изменяется в результате образования банков с частным капиталом.
Частные банки обостряют конкуренцию на рынке услуг, что становится одним из важнейших этапов развития отечественной банковской системы. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют их развитие. Так, в настоящее время количество частных банков составляет почти половину от общего числа коммерческих банков страны.
Ипотечное кредитование
2006 год дал старт ипотечному кредитованию в стране. Преимущества этой формы банковской услуги были быстро оценены гражданами Узбекистана.
В рамках уже действующего постановления Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 года «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» внедряется ряд новых механизмов в системе долгосрочного ипотечного кредитования строительства жилья, создаются Акционерно-коммерческий ипотечный банк «Ипотека-банк» и Фонд поддержки ипотечного кредитования.
В этот же период принят и Закон Республики Узбекистан «О потребительском кредите», направленный на защиту прав и интересов потребителей, существенно расширивший возможности населения по улучшению бытовых условий, что повлекло за собой значительное увеличение объемов соответствующего кредитования в банках.
Ширится спектр услуг
В 2008—2009 годах важным направлением деятельности банков становится развитие розничных банковских продуктов как для населения, так и для предпринимателей. Банки строят свою работу исходя из «золотого» принципа мировой практики — привлекательность услуг для населения пропорциональна росту доступности к кредитам предпринимателей.
Отвечая на вызовы новых реалий и в самой республике, и в мировом банковском сообществе, коммерческие банки Узбекистана расширяют набор предлагаемых услуг.
Признание на мировом уровне
2010—2014 годы стали для банковской системы периодом повышения финансово-банковской устойчивости республики, кардинального изменения подходов и системы оценки деятельности всей финансово-банковской системы, обеспечения выхода на более высокий уровень организации деятельности в соответствии с общепринятыми международными нормами, стандартами и оценочными показателями.
Так, в конце 2012 года в целях регулирования отношений в области частных банковских институтов и гарантий их деятельности принят Закон «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности». Основными задачами в документе ставятся вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов частных банковских и финансовых институтов, создания условий для привлечения в банковско-финансовую сферу частного капитала, расширения конкуренции и повышения качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг.
Кроме того, в октябре 2013 года в целях регулирования отношений в области ведения залогового реестра был принят Закон «О залоговом реестре», который полностью регулирует вопросы данного направления.
Нынче благодаря принятым мерам обеспечивается постоянный и стабильный рост всех основных показателей, характеризующих динамичное развитие банковской системы, в частности, ежегодный средний прирост активов банков, совокупного капитала, депозитов, объемов выделенных кредитов реальному сектору экономики, в том числе кредитов малому бизнесу и частному предпринимательству. Сегодня уровень достаточности капитала составляет более 24 процентов, что в три раза превышает стандарты, установленные Базельским комитетом по банковскому надзору. Уровень текущей ликвидности банковской системы в течение ряда лет превышает 64 процента, что в два раза больше минимального уровня, установленного международными стандартами. Одним из важнейших результатов реформирования банковской системы можно считать и то, что все отечественные коммерческие банки получили и подтвердили в течение ряда лет присвоенную им положительную рейтинговую оценку «стабильный» от ведущих международных рейтинговых агентств «Fitch Ratings», «Мoody's» и «Standard & Poor's».

(Источник: газета «Народное слово»)